Вопросы и ответы
Согласно СН РК 1.02-03-2011 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство» Утверждённого и введённого в действие приказом Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29 декабря 2011 года № 540.
«Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает подрядной проектной организации (генеральному проектировщику) исходные материалы (данные) для разработки проектной документации, которые включают:
- решение местных исполнительных органов районов (городов) о предоставлении соответствующего права на землю, включая регламенты по использованию территории в пределах ее границ и назначению объекта;
- технические условия на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения, предоставленные, по запросу местных исполнительных органов, поставщиками услуг по инженерному и коммунальному обеспечению в районе предполагаемого строительства;
- архитектурно-планировочное задание, выданное местным (города, района) органом архитектуры и градостроительства, включая условия инженерной подготовки территории, благоустройства и озеленения.»
Расчет стоимости проектных работ производится на основании Сборников цен на проектные работы и инженерные изыскания для строительства, а также посредством программного продукта АВС «ПИР» предназначенного для подготовки, расчета и выпуска смет на проектно-изыскательские работы.
Стоимость экспертизы определяется согласно Правил определения стоимости работ по проведению комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов, а также комплексной градостроительной экспертизы проектов градостроительного планирования территорий различного уровня. Утвержденные приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 декабря 2015 года № 780. Кроме того, в помощь Заказчикам на официальном сайте РГП «Госэкспертиза» имеется калькулятор расчета стоимости экспертизы по заданному значению ПИР.
Согласно Правил проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299. Зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 апреля 2015 года № 10722. Сроки и продолжительность проведения комплексной вневедомственной экспертизы, осуществляемой экспертной организацией, устанавливаются договором, заключаемым между исполнителем и заказчиком, но не превышают:
- 45 (сорок пять) рабочих дней по проектам строительства объектов, являющихся технологически или технически сложными объектами I и II уровней ответственности, потенциально опасных производственных объектов;
- 30 (тридцать) рабочих дней по проектам строительства объектов, одновременно являющихся технологически и технически не сложными объектами II уровня ответственности, не относящихся к категории потенциально опасных;
- 10 (десять) рабочих дней по проектам строительства объектов, одновременно являющихся технологически и технически не сложными объектами III уровня ответственности, не относящихся к категории потенциально опасных.
В соответствии с пунктом 7 статьи 60 Закона РК от 16.07.2001 № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.).
«7. Проектная (проектно-сметная) документация, по которой в течение трех и более лет после ее утверждения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, не начато строительство, считается устаревшей и используется для реализации после корректировки, проведения повторной экспертизы и переутверждения в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Предпроектная документация, по которой в течение трех и более лет после ее утверждения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, не была разработана и утверждена проектно-сметная документация, считается устаревшей и используется для реализации после корректировки, проведения повторной экспертизы и переутверждения в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Статья дополнена пунктом 7-1 в соответствии с Законом РК от 26.12.18 г. № 202-VI (введено в действие с 1 января 2019 г.).
7-1. Для осуществления корректировки проектной (проектно-сметной) документации привлекается проектная организация, разработавшая ее.
В случае невозможности привлечения автора проектной (проектно-сметной) документации проектная организация определяется по процедурам, установленным законодательством Республики Казахстан.
Статья дополнена пунктом 7-2 в соответствии с Законом РК от 26.12.18 г. № 202-VI (введено в действие с 1 января 2019 г.).
7-2. В случае если по решению заказчика возникла обоснованная необходимость корректировки проектной (проектно-сметной) документации, утвержденной в соответствии с законодательством Республики Казахстан, то корректировка предпроектной документации (при наличии) не требуется.»
Сроки действия, выданного заказчику заключения комплексной вневедомственной экспертизы, определяются сроками действия проекта (технико-экономического обоснования или проектно-сметной документации). Согласно п. 80 Правил проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 апреля 2015 года № 10722:
«80. Сроки действия, выданного заказчику заключения комплексной вневедомственной экспертизы, определяются сроками действия проекта (технико-экономического обоснования или проектно-сметной документации), за исключением случаев, указанных в пунктах 76, 77 настоящих Правил.»
Согласно ст. 64-1 Закона РК от 16.07.2001 № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.):
«7. Заказчик проектов строительства (технико-экономических обоснований или проектно-сметной документации) является и заказчиком экспертных работ по этому проекту. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, в обязанности заказчика входят организация и проведение раздельных конкурсов на разработку и экспертизу проектов строительства. Раздельные конкурсы проводятся в сроки, исключающие перерывы между изготовлением проекта и представлением его экспертной организации, определенной к этому времени победителем по результатам проведенного конкурса.
8. Заказчик проектов, подлежащих комплексной вневедомственной экспертизе, но не относящихся к государственной монополии и не являющихся предметом государственных закупок, вправе по своему усмотрению выбрать для проведения экспертизы любую аккредитованную экспертную организацию».
Таким Образом, Подрядчик (Разработчик ПСД) полностью зависит от решения Заказчика касательно периода подачи документации и сроков заключения Договора на проведение экспертизы проект и осуществляет только сопровождение при прохождении ПСД комплексной вневедомственной экспертизы до получения положительных заключений.
Согласно ст. 34 Закона РК от 16.07.2001 № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.):
«2.Авторский надзор, проводимый в ходе строительства объектов, осуществляется на основании договора.
Авторский надзор в обязательном порядке осуществляется в течение всего периода строительства (реконструкции, реставрации, расширения, технического перевооружения, модернизации, капитального ремонта) объекта либо консервации строительства незавершенных объектов за счет средств, предусматриваемых в проектной (проектно-сметной) документации на строительство объектов в соответствии с действующими нормативами.
При завершении объекта строительства лицо, осуществляющее авторский надзор, выдает заказчику (застройщику) заключение о соответствии выполненных работ проекту.
2-1. Разработчик проекта вправе делегировать проведение (осуществление) авторского надзора за строительством объекта:
- эксперту, имеющему аттестат на право осуществления инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- заказчику для самостоятельного выбора поставщика инжиниринговых услуг по ведению авторского надзора, имеющего соответствующий аттестат.»